COVID-19 существенно изменил состав лидеров на рынке пробиотиков и пребиотиков
В 2020 году рынок средств для нормализации кишечной микрофлоры вырос на 26%. Этот сегмент рос, по совместным подсчетам "ФВ" и AlphaRM, быстрее фармрозницы, общая выручка которой в прошлом году увеличилась на 15%. Структура лидеров рынка пробиотиков и пребиотиков значительно поменялась - в топ-3 вышел "Максилак" "Биннофарм Групп", прирост в 179% показал "Максифлор" от "СТМФарм", на 166% выросли продажи "Лактобаланса" от Unipharm.
В 2020 году в аптеках продано 54 млн упаковок пробиотиков и пребиотиков на 23 млрд руб. По сравнению с 2019 годом рынок средств для нормализации кишечной микрофлоры вырос на 17% в упаковках.
Лидеры сегмента
Одно из основных показаний пробиотиков и пребиотиков - восстановление микрофлоры кишечника, в том числе во время и после приема антибактериальных лекарственных средств. Это было особенно актуально в прошедшем году.
2020 год существенно изменил расклад сил среди продуктов - лидеров сегмента. Так, бренд "Максилак" поднялся с шестого сразу на третье место. Он стал основным драйвером этого сегмента, существенно нарастив свою долю рынка. (Холдинг "Биннофарм Групп", выпускающий "Максилак", появился на российском фармрынке в 2020 году в результате объединения фармацевтических активов АФК "Система").
Среди других пробиотиков, показавших наибольший прирост в продажах, - "Максифлор" от "СТМФарм", который вырос на 179%, и "Лактобаланс" от Unipharm, продажи которого увеличились на 166%. Стоит отметить и аутсайдеров рейтинга - пятерку лидеров покинул "Аципол". Также в первой пятерке можно было наблюдать серьезную борьбу за сохранение мест. Так, "Бак-сет" вырос на 44% и при этом остался на пятом месте.
Пробиотики и пребиотики - особенности сегмента
В 2019 году динамика продаж в рублях была скромнее - всего +5%. При этом в упаковках рост был больше - +12%. Это может быть связано с появлением новых, более дешевых брендов на рынке.
Дело в том, что рынок средств для нормализации кишечной микрофлоры за последние несколько лет кардинально изменился. В 2015 году, согласно исследованию "ФВ", большая часть таких препаратов (73%) была зарегистрирована как лекарства, а 27% были БАД. Теперь же ситуация кардинально изменилась: 92% БАД и 8% лекарств. В 2020 году на рынке обращалось всего 16 лекарственных препаратов, применяемых для нормализации кишечной микрофлоры. Иногда производители под одним брендом выпускают как лекарство, так и БАД.
БАД легче вывести на рынок. Для этого достаточно найти контрактного производителя, который имеет зарегистрированный продукт на территории России. Рынок пробиотиков привлекает новых игроков: если в 2018 году в аптеках продавалось 118 брендов лекарств и БАД, то в 2019 году - уже 164, а в 2020 году - 192.
Разнообразие цен
Ценовой разброс на рынке широкий: от "Порошка Комарова" за 40 руб. до 18,6 тыс.руб. за японский препарат "Дайго". Впрочем, основная часть брендов укладывается в диапазон от 300 до 1000 руб.
Несмотря на присутствие недорогих препаратов, средняя цена, даже без учета самого дорогого БАД, высока: в 2020 году она была 737 руб.
Источник:
https://pharmvestnik.ru/