Если банки открыли отдельные счета для "оборонки", несмотря на решение о блокировке счетов, их не будут привлекать к ответственности

13 сентября 2022

     ФНС в письме от 02.09.2022 N ЕА-4-15/11620@ рассмотрела обращение банка об открытии отдельных счетов для расчетов по государственному оборонному заказу при наличии решения налогового органа о блокировке счетов.
     
     Пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" установлена обязанность уполномоченных банков открывать отдельный счет для выполнения оборонного заказа.
     
     Одновременно в силу пункта 12 статьи 76 НК РФ банки не вправе открывать счет организации, есть принято решение о блокировке её счетов.
     
     Согласно сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда РФ от 04.12.2018 по делу N А73-645/2018, по делу N А73-1145/2018, от 20.12.2017 по делу N А09-15617/2016), поддержанной Минфином России в письмах от 29.04.2020 N 03-02-07/1/35022, от 22.10.2020 N 03-02-07/1/92079, установленное пунктом 12 статьи 76 НК РФ ограничение не освобождает уполномоченные банки от обязанности открывать счета для "оборонки". Следовательно, специальные нормы Федерального закона N 275-ФЗ в данном случае имеют приоритет.
     
     А режим использования отдельного счета не означает, что с него нельзя списывать неуплаченные налоги и взносы, из-за которых и были заблокированы иные счета и переводы.
     
     Поэтому ФНС России считает, что если банки открыли отдельные счета для расчетов по государственному оборонному заказу, несмотря на решение о блокировке счетов, это не является нарушением и банки не нужно привлекать к налоговой ответственности.
     
     Данная позиция согласована с Минфином России (письмо от 29.08.2022 N 03-02-07/84319).
     
     При этом, как отмечает ФНС, с 01.01.2023 года данная проблема решена в рамках принятого Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ.