Если в договоре цессии отсутствует условие о переходе права требования в момент оплаты, то наличие задолженности перед цедентом не является основанием для отказа во взыскании переданной задолженности
ООО (истец) обратилось в суд с иском к АО (ответчик) о взыскании задолженности в спорном размере, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано. Арбитражный суд Московского округа постановлением от 18.01.2023 N А40-79468/2022 указанные судебные акты отменил, направил дело на новое рассмотрение.
Как установлено судами, истец на основании договора цессии приобрел право требования на спорную сумму к ответчику, вытекающее из договора поставки.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что уступаемое право не перешло к цессионарию, поскольку истцом обязательства по договору цессии в части оплаты денежных средств не исполнены.
Доводы кассационной жалобы основаны на том, что на момент вынесения судебных актов срок оплаты по договору цессии не наступил; доказательств того, что договор цессии является безвозмездной сделкой, в дело не представлено; судом апелляционной инстанции неверно применены норма права о сроке исковой давности.
Суды указали, что в соответствии с договором цессии цессионарий обязуется уплатить цеденту уступку права денежного требования к должнику.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54 по общему правилу, требование переходит к цессионарию в момент заключения договора, на основании которого производится уступка, например, договора продажи имущественного права (пункт 2 статьи 389.1 ГК РФ). Однако законом или таким договором может быть установлен более поздний момент перехода требования. Стороны вправе установить, что переход требования произойдет по истечении определенного срока или при наступлении согласованного сторонами отлагательного условия. Например, стороны договора продажи имущественного права вправе установить, что право переходит к покупателю после его полной оплаты без необходимости иных соглашений об этом (пункт 4 статьи 454, статья 491 ГК РФ).
Делая вывод, что уступаемое право не перешло к цессионарию, суды исходили из неисполнения истцом обязательства по договору цессии в части оплаты денежных средств.
Указанные выводы судов в нарушение статьи 431 ГК РФ сделаны без учета толкования условий договора в части момента перехода права требования.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, в случае, если в договоре цессии отсутствует условие о переходе права только в момент оплаты, наличие задолженности цессионария перед цедентом по уплате цены договора может свидетельствовать только о ненадлежащем исполнении цессионарием обязательства по уплате цены сделки, что не является основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании переданной по договору задолженности.