ФАС России: приоритет по 223-ФЗ предоставляется только России и странам ЕАЭС
Такие разъяснения представлены в Письме ФАС России от 22.11.2019 N ИА/102692/19.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
При этом приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994) и Договора о Евразийском экономическом союзе (п.8 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925).
Если в отношении стран ЕАЭС вопросов, как правило, не возникает (товары, работы, услуги приравниваются к российским и пользуются приоритетом, что подтверждает и ФАС России), то со странами ВТО ситуация неоднозначна.
В настоящее время ФАС России дает категоричные разъяснения, что приоритет должен применяться в равной степени к:
1) товарам российского происхождения и товарам иностранного происхождения из государств ЕАЭС;
2) работам/услугам, выполняемым/оказываемым российскими лицами и иностранными лицами государств ЕАЭС.
Приоритет в отношении товаров, работ, услуг иных стран не применяется.
Тем не менее, ГАТТ 1994 включает в себя, в том числе, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (далее - ГАТТ 1947). В частности, признается, что внутренние налоги и сборы, законы, правила и требования, затрагивающие внутреннюю продажу, предложение о продаже, покупку, перевозку, распределение или использование товаров, не должны применяться к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для отечественного производства (п.1 ст.III ГАТТ 1947).
Аналогичные положения содержит п.1 ст.II Генерального соглашения по торговле услугами от 15.04.1994 (ГАТС).
Исключение может быть сделано для закупок правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей (п.8(а) ст.III ГАТТ 1947).
Иными словами, такой подход может быть применен в контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд, но не в закупках коммерческих организаций для обеспечения собственной деятельности.
Таким образом, позиция ФАС России представляется не вполне обоснованной с точки зрения обязательств Российской Федерации в рамках ВТО.