Рубрики

ФНС разъяснила применение действующих в настоящее время СОИДН

ФНС в своём письме от 06.08.2024 N ШЮ-4-13/8897@ разъяснила применение соглашений об избежании двойного налогообложения, учитывая действие пунктов 8-13 статьи 7 многосторонней Конвенции, которыми установлено применение Упрощенного положения об ограничении льгот в отношении отдельных СОИДН.

ФНС в дополнение к письму ФНС России от 09.03.2023 № ШЮ-4-13/2691@ еще раз напомнила о необходимости корректного применения соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН), учитывая действие пунктов 8-13 статьи 7 многосторонней Конвенции, которыми установлено применение Упрощенного положения об ограничении льгот (Simplified Limitation on Benefits, SLoB) в отношении отдельных СОИДН.

Упрощенное положение об ограничении льгот представляет собой дополнительный объективный тест, предусматривающий ряд нормативных критериев и признаков, определяющих право получателя дохода иметь право на получение любых льгот, установленных СОИДН. Получатель дохода, который не удовлетворяет критериям данного теста, не будет иметь права на льготу, установленную таким СОИДН.

Учитывая, что с 08.08.2023 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2023 № 585 приостанавливается действие отдельных положений СОИДН, Упрощенное положение об ограничении льгот с 08.08.2023 применяется только к не приостановленным СОИДН. Таким образом, в настоящее время данные правила применимы только в отношении СОИДН, заключенных с Республикой Индия, Республикой Казахстан, Республикой Чили (с 01.01.2025 с Мексиканскими Соединенными Штатами).

Возможность применить любую льготу по СОИДН, в том числе статью 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности", имеют квалицированные лица, которые указаны в пункте 9 статьи 7 многосторонней Конвенции.

Вместе с тем, если лицо не является квалифицированным, оно, тем не менее, имеет право применить льготу по СОИДН в случае выполнения критерия активной деятельности, условия которого предусмотрены пунктом 10 статьи 7 многосторонней Конвенции.

При невыполнении вышеуказанного критерия применение льготы также возможно при выполнении критерия эквивалентного бенефициара, условия которого указаны в подпункте 11 статьи 7 многосторонней Конвенции.

Дополнительно в пункте 12 статьи 7 многосторонней Конвенции указано, что если резидент Договаривающейся юрисдикции СОИДН, на которое распространяется многосторонняя Конвенция, не является квалифицированным лицом в соответствии с положениями пункта 9 и не имеет права на льготу в соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 7 многосторонней Конвенции, Минфин России может, тем не менее, предоставить льготы, предусмотренные СОИДН или льготы в отношении конкретного вида дохода, принимая во внимание цели и задачи СОИДН, на которое распространяется многосторонняя Конвенция, но только если данный резидент предоставляет доказательства такому компетентному органу, что ни его создание, ни его приобретение или содержание, ни проведение его операций не имели как одну из своих основных целей получение льгот в соответствии с СОИДН, на которое распространяется многосторонняя Конвенция.

В этой связи при наличии документа, свидетельствующего, что Минфином России предоставлено право иностранному получателю дохода на применение льготы по СОИДН, применение такой льготы является правомерным.

Территориальным налоговым органам при анализе трансграничных операций поручается уделить внимание корректному применению положений СОИДН, в том числе выполнению вышеуказанных условий. Таким образом, при контроле за применением льгот, установленных упомянутыми СОИДН, необходимо исследовать:

- документы и сведения, указанные в пункте 1 статьи 312 НК РФ;

- документы и сведения о соответствии иностранного получателя условиям применения Упрощенного положения об ограничении льгот.

За дополнительными разъяснениями следует обращаться в Управление международного налогообложения ФНС России.