Как будет проводиться налоговый контроль и привлечение к ответственности контролирующих лиц КИК в условиях антироссийских санкций
ФНС в письме от 29.04.2022 N ШЮ-4-13/5376@ разъяснила порядок налогового контроля за исполнением налоговых обязательств контролирующими лицами контролируемых иностранных компаний в связи с внесением изменений Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ в главу 3.4 "Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица" НК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 25.15 НК РФ налогоплательщики - контролирующие лица подтверждают размер прибыли (убытка) КИК путем представления следующих документов:
1) финансовая отчетность КИК, составленная в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) КИК за финансовый год;
2) аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.
Указанные документы сдаются независимо от получения прибыли КИК в следующие сроки:
- налогоплательщиками-организациями вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций;
- налогоплательщиками - физическими лицами вместе с уведомлением о КИК.
В настоящее время в связи с осуществлением иностранными государствами недружественных действий в отношении российских лиц некоторые налогоплательщики - контролирующие лица КИК не имеют возможности получить и представить в налоговый орган необходимые документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК, обязанность по представлению которых предусмотрена пунктом 5 статьи 25.15 НК РФ. В связи с этим законодательством РФ предусмотрены изменения, направленные на реализацию первоочередных антикризисных мер поддержки в условиях совершения иностранными государствами недружественных действий в отношении российских лиц.
Так, положениями закона от 26.03.2022 N 67-ФЗ предусматривается временная отмена налоговой ответственности за непредставление документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, предусмотренной пунктом 1.1 статьи 126 НК РФ. В соответствии с пунктом 4 статьи 126 НК РФ указанная ответственность не применяется в отношении документов за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 годы.
Поэтому если налогоплательщик - контролирующее лицо в 2022 и 2023 годах не сдаст в установленный срок подтверждающие документы, относящиеся к уведомлениям о КИК за 2021 и 2022 годы, то он не будет привлекаться к ответственности по пункту 1.1 статьи 126 НК РФ.
Одновременно положения Закона N 67-ФЗ не отменяют обязанность, предусмотренную пунктом 5 статьи 25.15 НК РФ, сдавать документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК. Следовательно, если эти подтверждающие документы не будут сданы, то территориальный налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о наличии указанной обязанности и запросить соответствующие документы. Если у данного лица всё равно нет возможности сдать подтверждающие документы за 2021 и 2022 годы в связи с антироссийскими санкциями, то он обязан представить соответствующие пояснения (документы), в установленный пунктом 5 статьи 25.15 НК РФ срок.
Если в дальнейшем появится возможность получить документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК, то их нужно представить в налоговый орган. К ответственности за несвоевременное представление документов такие налогоплательщики не привлекаются (п.4 ст.126 НК РФ).
Если после получения подтверждающих документов окажется, что налогоплательщики должны уплатить налог с прибыли КИК, определенной в порядке статей 25.15 и 309.1 НК РФ, за 2021 и 2022 годы, такие налогоплательщики обязаны незамедлительно представить налоговую декларацию с отражением дохода в виде прибыли КИК по соответствующему налогу.
В указанном случае налогоплательщик - контролирующее лицо не подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 129.5 НК РФ, в связи с признанием невозможности своевременного определения размера налоговых обязательств по доходу в виде прибыли КИК и уплаты налога обстоятельством, исключающим вину в совершении правонарушения (пп.4 п.1 ст.111 НК РФ). А вот пени по статье 75 НК РФ уплатить придется.
Кроме того, в рассматриваемом случае невозможность отражения сведений о финансовой отчетности КИК в уведомлении о КИК в соответствии с подпунктами 5-7 пункта 6 статьи 25.14 НК РФ также не может быть рассмотрена в качестве недостоверных сведений, ответственность за представление которых предусмотрена пунктом 1 статьи 129.6 НК РФ.
При этом налоговые органы будут проверять, в какой стране находится КИК. Если компания находится в стране, введшей антироссийские санкции, и представленные пояснения обоснованы, то тогда лицо не будет привлекаться к ответственности.
Если же представленные пояснения покажутся недостоверными, то тогда налоговый орган должен проанализировать открытые источники данных о деятельности КИК, данные автоматического обмена финансовой информацией, а при необходимости - направить международный запрос в отношении КИК. После этого будет рашаться вопрос о привечении или непривлечении к ответственности.