Как использовать понятие "категория налогоплательщиков" для установления льгот по земельному налогу

16 августа 2022

     Письмо ФНС России от 05.08.2022 N БС-4-21/10159@
     
     В соответствии с пунктом 2 статьи 387 НК РФ муниципальные образования (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, "Сириуса") могут устанавливать льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
     
     Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера (п.1 ст.56 НК РФ).
     
     При этом Минфин России неоднократно сообщало (в т.ч. письма от 20.11.2007 N 03-05-05-02/72, от 14.07.2008 N 03-02-07/1-280, от 22.10.2008 N 03-05-04-01/36, от 25.05.2017 N 03-05-04-02/32049), что в НК РФ понятие "категория налогоплательщиков" не определено (п.1 ст.56 НК РФ). Но из сущности этого понятия следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Например, к таким признакам Минфин России относило виды экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; организации, осуществляющие инвестиции в производственные основные средства; лиц, проживающих в жилых домах, расположенных в различных зонах в составе жилых зон, и т.п.
     
     Следовательно, МО могут установить льготы по земельному налогу для тех категорий налогоплательщиков, которые приобрели земельные участки, образованные после 1 января 2023 года либо, изменение характеристик которых повлекло изменение их кадастровой стоимости.