Суд отказал в удовлетворении иска, поскольку в данном случае возмещение затрат по постановке земельного участка на кадастровый учет не может являться неосновательным обогащением ответчика
Департамент городского имущества (истец) обратился в суд с исковым заявлением к ПАО (ответчик) о взыскании компенсации затрат на формирование и постановку на государственный кадастровый учет земельного участка в спорном размере.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, отказано в удовлетворении заявленных требований. Арбитражный суд Московского округа постановлением от 23.06.2022 N А40-193846/2021 оставил указанные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ПАО является собственником нежилого здания. На основании государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг проведены работы по постановке земельного участка под зданием ответчика на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер. Вышеуказанный земельный участок сформирован, с учетом границ смежных земельных участков и функциональным назначением объектов, расположенных на нем. Размер затрат на постановку земельного участка на кадастровый учет составляет спорную сумму, что подтверждается справкой о величине затрат, понесенных бюджетом города при постановке на кадастровый учет земельного участка.
В порядке досудебного урегулирования, в адрес ответчика было направлено предложение о необходимости компенсации затрат за формирование и постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с приложением расчета размера компенсации. Однако ответчик стоимость оплаченных работ истцу не возместил, что и послужило основанием для обращения в суд.
В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 ГК РФ.
В соответствии с п.5 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пп.1 п.3.1 ст.8 закона города Москвы "О землепользовании в городе Москве" Департамент является уполномоченным органом, на который возложена обязанность по определению площади и границ земельного участка, то есть формированию земельного участка, предоставляемого в аренду.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 18.11.2014 N 675-ПП Департамент осуществляет мероприятия, направленные на возмещение с собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на образованных земельных участках, затрат, понесенных при образовании указанных земельных участков.
Между тем данное постановление не наделяет истца правом производить указанные затраты без уведомления ответчика о необходимости несения таких затрат.
Согласно п.3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п.1 ст.39_20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Вместе с тем, вещное и обязательственное право - это право на определенную вещь, обладающую конкретными характеристиками, позволяющими ее идентифицировать как самостоятельный объект недвижимого имущества. Действующая норма, определяющая характеристики объекта недвижимости, содержится в ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которой характеристикой, позволяющей идентифицировать земельный участок как самостоятельный, созданный в гражданско-правовом обороте объект недвижимости (сформированный в соответствии с требованиями действующего законодательства), на который подлежат оформлению земельно-правовые отношени,я является кадастровый номер.
До момента постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и присвоения ему кадастрового номера объект недвижимости не может выступать в гражданском обороте.
В соответствии с п.1 ст.11_3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Таким образом, первоначально заинтересованное лицо (собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке) должен обратиться в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" в соответствии со ст.39_15 Земельного кодекса РФ.
Предоставление указанной государственной услуги на основании заявления действующего в своем интересе лица осуществляется Департаментом бесплатно. Результатом оказания указанной государственной услуги является выдача Департаментом распоряжения о предварительном согласовании предоставления участка с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка.
После утверждения схемы расположения земельного участка Департаментом заинтересованное лицо самостоятельно и за свой счет обращается в специализированную, лицензированную Росреестром геодезическую организацию с целью изготовления межевого плана.
Кадастровый инженер на основании заключенного с заинтересованным лицом договора подряда определяет географические координаты точек земельного участка с нормативно установленной точностью и осуществляет подготовку межевого плана (документ - основание для дальнейшего государственного кадастрового учета земельного участка).
После выполнения предусмотренной законом процедуры полный пакет документов заинтересованным лицом передается в Росреестр для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, в целях присвоения земельному участку кадастрового номера.
Без проведения указанной процедуры земельный участок не может соответствовать требованиям ч.3 ст.6 Земельного кодекса РФ и выступать в гражданско-правовом обороте как объект прав.
Учитывая изложенное, в совокупности с положениями постановления Правительства Москвы от 18.11.2014 N 675-ПП, суд полагает, что указанное постановление не наделяет правом истца на обязательное проведение работ по формированию земельного участка без обращения к ответчику (в том числе в судебном порядке) об обязании оформить земельно-правовые отношения.
Таким образом, возмещение указанных затрат не может являться неосновательным обогащением ответчика, поскольку ответчик в отсутствие каких-либо уведомлений или судебных актов не сберегал денежные средства, затраченные истцом на проведение работ по формированию земельного участка.
При таких обстоятельствах суды правомерно в удовлетворении иска отказали.