Как рассчитывается земельный налог в случае нарушения земельного законодательства

24 февраля 2022

     ФНС своим письмом разослала письмо Минфина России от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500 по вопросу налогообложения земельных участков в случае выявления при осуществлении муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства.
     
     Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по налогу устанавливаются НПА представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков:
     
     - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или с/х использования;
     
     - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ (за исключением доли в праве на земельный участок, на котором они расположены) или приобретенных для ИЖС (за исключением используемых для предпринимательства);
     
     - приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ;
     
     - ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
     
     В отношении прочих (не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ) земельных участков предельная налоговая ставка по налогу установлена в размере 1,5% (подпункт 2 пункта 1 ст.394 НК РФ).
     
     Налоговый кодекс не содержит исчерпывающего перечня документов (сведений), подтверждающих использование земельного участка в предпринимательской деятельности либо его использование не по целевому назначению, представление которых в налоговые органы влечет безусловное применение налоговой ставки, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
     
     К таким документам (сведениям), в частности, могут относиться:
     
     - сведения, акты, постановления, предписания, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.п.
     
     Если обследования земельных участков проведены с соблюдением норм законодательства, то результаты обследований и проверок, а также составленные на их основании акты, предписания об устранении выявленных нарушений могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения соответствующих фактов использования/неиспользования земельных участков по целевому назначению, в целях применения налоговых ставок, установленных в соответствии с нормами Налогового кодекса.
     

     Данные выводы подтверждаются судебной практикой (в частности, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 N 02АП-4699/2021 по делу N А82-20956/2020, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.10.2021 N Ф06-9291/2021 по делу N А65-1304/2021).