Минфин России снова разрешил дробить закупки по 44-ФЗ
Письмо Минфина России от 08.06.2022 N 24-01-07/54275 размещено на официальном сайте ведомства https://minfin.gov.ru.
В разъяснениях подчеркивается, что законодательство о контрактной системе никогда не содержало запрета на закупку одноименных товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Единственными ограничениями являются цена контракта и годовой объем таких закупок, которые заказчики не должны превышать.
Данных ограничений, по мнению ведомства, достаточно для обеспечения конкуренции.
В рамках принципа обеспечения конкуренции запрещается совершать действия, которые противоречат требованиям законодательства, в том числе, приводят к ограничению конкуренции (ч.2 ст.8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
По мнению Минфина России, дробление закупок не может рассматриваться как ограничение конкуренции, поскольку хоть и приводит к ограничению числа участников, но не нарушает ни одно из требований законодательства.
Отметим, что Минфин России и ранее занимал аналогичную позицию в отношении дробления закупок (например, письмо Минфина России от 17.11.2017 N 24-02-06/76580).
Тем не менее, административная и судебная практика остаются неоднозначными и зачастую заказчикам вменяется ограничение конкуренции и неправомерный выбор способа закупки (например, Постановление Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2019 N 73-АД19-2).
В таких случаях суды и контролирующие органы говорят о том, что дробление закупки в целях формального соблюдения требований законодательства создает преимущественное положение для выбранного заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) и лишает других потенциальных участников возможности реализовать свое право на заключение контракта.