Предложены единые правила применения национального режима при закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ
В Государственную Думу РФ внесен законопроект N 547583-8, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) и Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ).
Авторы законопроекта предлагают упростить процессы и процедуры при закупках отечественной продукции. Так, предложено унифицировать правила применения национального режима при закупках по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ. В частности, предложены следующие изменения:
1. Обеспечить товару, работе, услуге иностранного происхождения равные условия с товаром, работой, услугой российского происхождения при осуществлении закупок по общему правилу вне зависимости от наличия или отсутствия международного договора о предоставлении национального режима определенному иностранному государству. Исключением являются случаи, если Правительством РФ установлены запреты, ограничения закупок иностранных товаров, работ, услуг или преимущества в отношении отечественной продукции.
2. Правительство РФ при установлении запрета, ограничения, преимущества учитывает международные обязательства РФ, в связи с чем:
а) не может устанавливать запрет, ограничение, преимущество в отношении товаров, работ, услуг, если Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому соответствующему иностранному государству предоставлен национальный режим;
б) может устанавливать запрет, ограничение, преимущество в случаях, когда соответствующий международный договор содержит положения (изъятия, исключения), при которых национальный режим не предоставляется.
3. Оптимизировать ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и подзаконные нормативные акты, регламентирующие запреты, ограничения, условия допуска и преимущества, поскольку они носят громоздкий характер, имеют различные правила реализации заказчиками и механизмы подтверждения происхождения товара, работы, услуги.
4. Предусмотреть положения о недопущении:
- заключения договора (контракта), предусматривающего поставку товара, происходящего из иностранного государства, в случае, если на участие в закупке подано и признано соответствующим установленным требованиям хотя бы одно предложение о поставке товара российского происхождения (так называемый механизм "второй лишний");
- замены при исполнении договора (контракта) товара на товар, происходящий из иностранного государства, если договор (контракт) при его заключении предусматривал поставку товара российского происхождения.
Аналогичные по существу положения проектируются в отношении меры, устанавливающей ограничение закупки работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом.
5. При рассмотрении (оценке) предложений участников закупки применять условное снижение (или увеличение в случае проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключить договор или контракт) на 15% ценового предложения участника закупки, предлагающего к поставке весь товар российского происхождения. Это позволит улучшить положение такого участника закупки при присвоении порядковых номеров заявкам на участие в закупке и повысить вероятность его победы. При этом предусмотрено, что в случае его победы договор (контракт) будет заключаться по цене, предложенной таким участником без учета указанного снижения (увеличения). Аналогичные по существу положения проектируются в отношении меры, устанавливающей преимущество работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом.
6. Сохранить меры, устанавливающие преимущество в отношении товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом.
7. Правительство РФ вправе установить случаи, при которых заявка, содержащая предложение о поставке товара российского происхождения, будет приравнена к заявке, содержащей предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, если также подана заявка, соответствующая установленным заказчиком требованиям и содержащая предложение о поставке товара российского происхождения с более высоким уровнем локализации производства.
8. Состав информации и документов, подтверждающих российское происхождение товара, предложено определять в акте Правительства РФ, поскольку указанные информация и документы могут отличаться в зависимости от сферы производства и обращения товара, а также от вида принимаемой меры (запрет, ограничение, преимущество).
9. Сохранение механизма минимального обязательного объема закупок товаров российского происхождения и составление заказчиками по итогам года отчета об объеме закупок товаров российского происхождения.